ЦЕНТР ОБУЧЕНИЯ EXCEL

Галины Елисеенко

Кризис - это гибель бизнеса или же повод для развития?

Условия современной экономики – это один из поводов пересмотреть отношение к бизнесу, притом не только своё, но и окружающих. Именно умение радикально меняться может помочь удержаться на плаву, да еще и получить неплохую прибыль.

Приведем пример нескольких компаний, которые успешно с этой задачей справились.

Starbucks сделали решительный шаг в 1987 году. Говард Шульц был владельцем магазинов по продажам кофе в зернах, которые он полностью трансформировал в кофейни, ориентировав их именно на комфорт клиентов. Новым в его подходе к бизнесу стало то, что Шульц сделал ставку на атмосферу, а не качество и цену, как все остальные. Он придумал индивидуальный подход к каждому клиенту – бариста выкрикивает имя и пишет его на стакане. Музыка в кафе требует отдельного внимания, посетители могут быть уверены, что она не случайна и точно такая же мелодия в эту же минуту звучит в каждом кафе Starbucks в любой точке земного шара. Такой же подход и в отношении с персоналом. Руководитель относится к своим подчиненным как к равным. Результатом таких изменений стало наличие 20 тысяч кофеин в 64 странах мира, капитализация 57 млрд. долларов.

Sega of America в 1991 году изменила свою аудиторию с детей на подростков. До этого момента игровые приставки были признаны развлечением для детей лет до двенадцати, но рынок наполнили конкуренты, и нужно было менять приоритеты, что и сделал Том Калинске. Символом поколения стал герой популярной игры – Соник. Таким образом, основной конкурент компания Nintendo осталась на рынке детских игра, а Sega заняла пустую долю рынка. Этот поход изменил рынок видеоигр, расширив его аудиторию. Результатом стала уничтоженная монополия Nintendo и открытие возможностей для других игроков в этом бизнесе.

Компания Cisco в 1997 году трансформировала свою бизнес-модель покупки старт-апов и увеличения численности сотрудников в идею выращивания не столько специалистов для своей компании, а больше клиентов, имеющих лояльность к их продукции. Была создана целая сетевая академия, открыты образовательные курсы. На текущий момент эта академия работает по всему миру и сертификация Cisco стала так называемым золотым стандартом для сетевых инженеров. Многие бизнесмены в дальнейшем позаимствовали эту систему обучения. Результат – компания стала лидером, успешно пережив кризис отрасли. Капитализация в 2015 году составила 128 млрд. долларов.

Компания Google в 2001 году, в лице председателя совета директоров Эрика Шмидта, ввела бизнес-инновационную модель, показывающую, что самые оригинальные идеи не всегда идут «сверху». Идея эта заключалась в том, что время сотрудника делилось на три части: 70% тратится на непосредственные обязанности, 20% тратится на различные проекты и 10% ¬– на идеи, не имеющие отношения к компании. Таким образом, визитной карточкой стали собственные разработки компании, давшие жизнь сервисам Gmail, Google News. Модель получила широкое распространение и в других компаниях. Результат¬ – Google заняла второе место среди самых дорогих компаний в прошлом году, капитализация превысила 400 млрд. долларов.

Приведем пример и из российской практики. Альфа-Банк в 2001 году первым изменил систему рыночного бизнеса, сделав его более открытым для клиентов. Банки перестали быть неприступными крепостями, больше появилось сходство с обычными магазинами: стойки для общения, большие окна и прозрачные двери. Клиентам стало проще и понятнее, что они хотят от банка и что могут получить. Изменили и подход к обучению специалистов. Идея банка как удобной услуги быстро распространилась и среди других банков нашей страны. Результат: Альфа-Банк – занимает второе место по вкладам физических лиц до востребования.

Вывод напрашивается сам. Условия кризиса – это не повод забросить всё, это повод посмотреть другими глазами на мир и себя, повод найти новые пути развития.